Предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ.
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с "нормативно-развивающимися детьми". Поэтому педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети инвалиды.
Предметно- пространственная среда-это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание на изменение, обогащение, улучшение ППС для детей с ОВЗ и инвалидов.
ППС должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития
- показатели здоровья дошкольников
- психолого-физиологические особенности
- уровень общего развития
- коммуникативные особенности и речевое развитие
- эмоциональное благополучие.
Дошкольное образование ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, социальных прав и интересов.
Поэтому работа с детьми с ОВЗ и инвалидами направляется на обеспечение условий, открывающих возможности усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. ППС в ДОУ для детей с ОВЗ и инвалидов является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития для детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие ППС в обычной группе, т.к. она решает задачи коррекционной помощи и организации условий соответствующих задачам образования и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов.
В соответствии с ФГОС, в группах предлагается провести зонирование, т.е.отделить игровую зону и зону для творчества. Наполняемость зон соответствует учету зоны актуального развития самого слабого ребенка и зоны ближайшего развития самого сильного ребенка.
Размещение по центрам развития (уголкам, секторам) позволяет детям объединяться подгруппами по интересам, а так же соблюдать принцип интеграции.
Таким образом, в группе создаются уголки познавательно-исследовательской деятельности, театрально-игровой деятельности, центр конструктивно-модельной деятельности, сюжетно-ролевых игр.
Интегративный подход обеспечивает процесс связанности и взаимодействия отдельных образовательных направлений, содержания образования, обеспечивающий целостность познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития ребенка.
Учитывая ФГОС, ППС для детей с ОВЗ и инвалидов должна способствовать наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов. Должны присутствовать элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. ППС должна иметь подвижные трансформирующиеся границы, а так же изменяться (сжиматься и расширяться) по объему. Дети с ОВЗ и инвалиды, имеют физиологические и психические отличия от обычных детей, поэтому ППС для них должна отвечать критериям оценки не только материально-технических, но и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Группы, где находятся дети с ОВЗ и инвалиды, должны быть оборудованы специальной мебелью. Детей с ДЦП нужно обеспечить ортезами (фиксаторами вертикального положения), индивидуальной мебелью. Должно быть оборудовано не только групповое пространство, но и туалетная комната, приемная, музыкальный и спортивные залы .
Дошкольные учреждения коррекционной направленности и компенсирующего вида утратили свою значимость благодаря введению системы инклюзивного образования. Но для этого ДОУ должны правильно организовать предметно-развивающую среду для детей с ОВЗ и инвалидов. К сожалению, определенных требований к такой среде еще не представлено, поэтому педагоги вынуждены самостоятельно организовывать ППС, опираясь на медицинские рекомендации и свое творчество.